Лицензирование, сертификация




+7 (495) 960-45-20
Срочные выписки ЕГРЮЛ Официально - 500 руб. Сверхнизкие цены на ликвидацию коммерческих и регистрацию некоммерческих организаций

Кадастровая стоимость земельных участков: порядок определения и обжалования

Кадастровая стоимость земельных участков: порядок определения и обжалования

В соответствии с действующим законодательством в отношении каждого земельного участка в обязательном порядке подлежит определению его кадастровая стоимость.

Кадастровая стоимость земельного участка - это публичный эквивалент стоимости земельного участка, который учитывается при исчислении земельного налога, арендной платы за пользование земельными участками, выкупной стоимости земельного участка при его приобретении из государственной и муниципальной собственности, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Очевидно, что размер кадастровой стоимости является одной из основных составляющих, определяющих экономическую эффективность использования земельного участка и затраты, связанные с приобретением и использованием земельных участков.

Неправильное определение кадастровой стоимости земельного участка может привести к многомиллионным потерям для его правообладателей либо по существу заблокировать отдельные способы его использования (например, путем застройки).

Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в г. Москве регламентирован действующим законодательством достаточно подробно. В его основу положено определение удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в пределах одного кадастрового квартала в разрезе различных видов разрешенного использования участков.

Несмотря на это, на практике встречаются ситуации, когда кадастровая стоимость участков явно завышается и является несоразмерной даже по отношению к его рыночной стоимости.

Такого рода завышение является, как правило, следствием двух причин. Во-первых, неправильное отнесение земельного участка к тому или иному виду разрешенного использования (разница между удельной стоимостью 1 кв.м. земли между различными видами разрешенного использования может отличаться в десятки раз). Во-вторых, игнорирование при определении кадастровой стоимости участка методом «общей» оценки конкретных индивидуальных показателей земельного участка, существенно негативно влияющих на его реальную стоимость (транспортная доступность, гидрологические особенности, правовая история и т. д.).

Кроме того, нередки случаи, когда размер удельного показателя определяется государственными органами вообще без каких-либо правовых оснований, что приводит к незаконному увеличению кадастровой стоимости участка в несколько раз.

Актуальность вопросов определения кадастровой стоимости участков в г. Москве подтверждается еще и тем, что до конца 2012 года в г. Москве должна пройти новая кадастровая оценка, определены новые удельные показатели кадастровой стоимости.

В связи с многочисленными вопросами, возникающими относительно кадастровой стоимости, не менее актуальным для многих правообладателей земельных участков являются вопросы изменения кадастровой стоимости земельных участков и уменьшения установленной кадастровой стоимости.

Группа компаний «ИнвестСтарт» предлагает следующие услуги, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков:

  • консультирование по всем вопросам, связанным с установлением или изменением кадастровой стоимости земельных участков;
  • правовая экспертиза обоснованности установленного размера кадастровой стоимости земельного участка;
  • юридическое сопровождение действий по изменению кадастровой стоимости земельных участков;
  • представление интересов в органах исполнительной власти, в том числе в Департаменте земельных ресурсов г. Москвы и Федеральной кадастровой палате Росреестра по вопросам обжалования кадастровой стоимости земельных участков в административном порядке;
  • правовая экспертиза возможности обжалования кадастровой стоимости земельных участков, а также полное сопровождение интересов Заказчика в судах по искам об обжаловании кадастровой стоимости. Услуги по приватизации квартир.

  • Как заказать
  • Доп. информация
  • Документы
  • Похожие услуги

Тел.  +7 (495) 960-45-20

электронная почта: info@da-centr.ru 

Порядок определения кадастровой стоимости земельного участка

Порядок определения кадастровой стоимости регламентирован действующим законодательством достаточно подробно, и его суть сводится к следующему.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают решение о проведении государственной кадастровой оценки земельных участков, которая должна проводиться не реже одного раза в 5 лет.

Управление Росреестра в соответствующем субъекте Российской Федерации готовит списки (перечни) всех земельных участков, находящихся на территории субъекта и подлежащих кадастровой оценке.

После составления списков (перечней) земельных участков производится собственно их кадастровая оценка.

В основе кадастровой оценки земельных участков лежит принцип их классификации по целевому назначению и виду функционального использования.

Все земельные участки в составе земель населенных пунктов в соответствии с действующим законодательством разделены на 17 видов разрешенного использования.

В составе населенного пункта все земли делятся на административно-территориальные единицы (для Москвы – это административные округа), а в составе таких единиц выделяются соответствующие кадастровые кварталы в зависимости от размеров и специфики соответствующей территориальной единицы (например, в Центральном административном округе г. Москвы выделено 305 кадастровых кварталов).

Единицей измерения, к которой привязано определение кадастровой стоимости каждого конкретного участка, является удельный показатель кадастровой стоимости 1 квадратного метра.

Данный показатель определяется для каждого кадастрового квартала в разрезе каждого конкретного вида разрешенного использования. То есть, применительно к землям населенных пунктов, удельная кадастровая стоимость определяется для 17 допустимых видов разрешенного использования применительно к каждому кадастровому кварталу.

Кадастровая стоимость конкретного земельного участка устанавливается путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденной для данного вида разрешенного использования земельных участков применительно к кадастровому кварталу, в котором расположен участок, на его площадь.

При этом, если земельному участку установлено несколько видов разрешенного использования, то для определения его кадастровой стоимости выбирается тот удельный показатель, значение которого больше.

Из изложенного выше следует, что основными факторами, влияющими на кадастровую стоимость конкретного земельного участка, являются:

  • его вид разрешенного использования, определенный в установленном законом порядке;
  • размер удельного показателя кадастровой стоимости, определенного для конкретного вида разрешенного использования применительно к кадастровому кварталу.

Вид разрешенного использования земельного участка устанавливается актами органов государственной власти, местного самоуправления (распоряжения о предоставлении земель¸ договоры аренды и купли-продажи, акты выбора земельного участка и др.). Вместе с тем, отнесение земельного участка указанными актами к конкретному виду разрешенного использования подчинено следующим правилам.

В случае если на земельном участке существуют возведенные в установленном порядке объекты недвижимости, то разрешенное использование Земельного участка должно соответствовать функциональному назначению данного объекта.

Функциональное назначение объекта в свою очередь определяется записью в документах технической инвентаризации и должно соответствовать назначению, которое указывалось при вводе объекта в эксплуатацию.

Так, например, если на земельном участке расположено здание, в техническом паспорте которого указано функциональное назначение «Офис», то участок будет отнесен к группе № 7 - Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.

При этом, если на земельном участке одновременно находятся офисные и производственные объекты, то участку может быть установлено одновременно два вида разрешенного использования: «для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения», и «для размещения производственных и административных зданий».

В случае если земельный участок не застроен, ему может быть установлен любой из 17 предусмотренных видов разрешенного использования при условии соблюдения требований градостроительных и санитарно-защитных норм и правил. Например, если вновь формируемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне, то вид разрешенного использования «для жилищного строительства» ему установлен быть не может.

Необходимо отметить, что после принятия Правил землепользования и застройки (которые приняты в ряде городов, в том числе в Санкт-Петербурге и Сочи, и должны быть приняты по всей стране не позднее 01.01.2013), правила определения вида разрешенного использования по незастроенным земельным участкам несколько изменяться.

Определение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков осуществляется в следующем порядке:

  • субъектом Федерации принимается решение о проведении кадастровой оценки земель. Кадастровая оценка должна носить всеобщий характер, то есть оценке подлежат все земельные участки на территории субъекта Федерации;
  • территориальным органом Росреестра по соответствующему субъекту Федерации составляются списки земельных участков, подлежащих оценке, в котором отражаются такие его характеристики, как место расположения, площадь, наличие на участке объектов недвижимости и их назначение;
  • привлекаемая Росреестром оценочная организация определяет удельный показатель кадастровой стоимости в отношении каждого квартала и в разрезе каждого из допустимых видов разрешенного использования на основании информации о среднерыночной стоимости земельных участков соответствующего вида использования в конкретном квартале, а также на основании средних рыночных показателей стоимости объектов недвижимого имущества, расположенных на участках. Иными словами, удельный показатель кадастровой стоимости в силу действующего законодательства позиционируется как усредненный показатель рыночной стоимости 1 кв.м. земельного участка с конкретным видом разрешенного использования.
  • результаты кадастровой оценки земель утверждаются нормативным актом субъекта Федерации;
  • после утверждения результатов кадастровой оценки соответствующие сведения в отношении каждого земельного участка вносятся в систему кадастрового учета.

Как отмечалось выше, кадастровая оценка земель должна проводиться не реже одного раза в 5 лет. Последняя кадастровая оценка проводилась в городе Москве в 2007г. В этой связи, новая кадастровая оценка в г. Москве должна завершиться не позднее конца 2012 года. При этом, учитывая особую значимость московских земель, можно предположить, что новые удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков города будет определены в размере, существенно превышающем нынешние показатели.

Изменение кадастровой стоимости земельных участков

Действующее законодательство устанавливает следующие основания для изменения ранее определенной кадастровой стоимости земельных участков:

  • изменение площади земельного участка (в том числе при уточнении его границ);
  • перевод земельного участка из одной категории в другую;
  • изменение вида разрешенного использования земельного участка.

При изменении площади земельного участка определение его кадастровой стоимости осуществляется путем умножения новой площади земельного участка на установленный для такого участка удельный показатель кадастровой стоимости.

При переводе земельного участка из одной категории в другую кадастровая стоимость определяется с учетом удельного показателя, установленного для соответствующей категории земель.

Для землепользователей участков, расположенных в черте населенных пунктов, наиболее частым основанием для изменения кадастровой стоимости является изменение вида разрешенного использования земельного участка.

Очевидно, что при изменении вида разрешенного использования земельного участка меняется применимый к нему удельный показатель кадастровой стоимости, в связи с чем стоимость участка подлежит пересчету с учетом удельного показателя, применяемого для измененного вида разрешенного использования.

Поскольку изменение вида разрешенного использования земельного участка требует внесения изменений в Государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, «новая» кадастровая стоимость подлежит применению к земельному участку с момента внесения соответствующих изменений.

Уменьшение кадастровой стоимости земельных участков

Зачастую кадастровая стоимость, установленная в описанном выше порядке, представляется землепользователям явно завышенной и не соответствующей ее рыночной стоимости, в связи с чем у данных лиц встает вопрос о возможностях уменьшения кадастровой стоимости, в том числе в судебном порядке.

Данный вопрос не является праздным, поскольку уменьшение кадастровой стоимости – это существенная экономия на налогах, арендных платежах, выкупной стоимости земельного участка, плате за снятие запрета на строительство.

При этом, в конце 2010г. в ряд нормативных актов, были внесены существенные изменения, связанные с установлением, изменением и обжалованием кадастровой стоимости, которые позволяют в определённых случаях оспаривать и изменять кадастровую стоимость в административном порядке, не прибегая к помощи судебной системы.

Наиболее распространенными являются следующие случаи завышения кадастровой стоимости.

1) Разрешенное использование земельного участка определено верно, однако удельный показатель кадастровой стоимости явно завышен.

Нередки случаи, когда орган кадастрового учета (ФГБУ «ФКП Росреестра») определяет удельный показатель кадастровой стоимости в разы больше суммы установленной нормативно правовыми актами для разрешенного использования установленного кадастровым паспортом земельного участка.

Так, например, в отношении земельного участка с разрешенным использования для размещения «производственных и административных зданий» может быть установлен удельный показатель как «для размещения офисов», что в более чем в три раза увеличит кадастровую стоимость земельного участка.

Указанные действия должны быть квалифицированы, как кадастровая или техническая ошибка и подлежат исправлению на основании обращения в Кадастровую палату в установленном законом порядке.

В случае получения отказа органа кадастрового учета в исправление кадастровой или технической ошибки в сведениях, указанные ошибки могут быть исправлены в судебном порядке.

Уменьшение кадастровой стоимости земельных участков

Зачастую кадастровая стоимость, установленная в описанном выше порядке, представляется землепользователям явно завышенной и не соответствующей ее рыночной стоимости, в связи с чем у данных лиц встает вопрос о возможностях уменьшения кадастровой стоимости, в том числе в судебном порядке.

Данный вопрос не является праздным, поскольку уменьшение кадастровой стоимости – это существенная экономия на налогах, арендных платежах, выкупной стоимости земельного участка, плате за снятие запрета на строительство.

При этом, в конце 2010г. в ряд нормативных актов, были внесены существенные изменения, связанные с установлением, изменением и обжалованием кадастровой стоимости, которые позволяют в определённых случаях оспаривать и изменять кадастровую стоимость в административном порядке, не прибегая к помощи судебной системы.

Наиболее распространенными являются следующие случаи завышения кадастровой стоимости.

1) Разрешенное использование земельного участка определено верно, однако удельный показатель кадастровой стоимости явно завышен.

Нередки случаи, когда орган кадастрового учета (ФГБУ «ФКП Рорееетра») определяет удельный показатель кадастровой стоимости в разы больше суммы установленной нормативно правовыми актами для разрешенного использования установленного кадастровым паспортом земельного участка.

Так, например, в отношении земельного участка с разрешенным использования для размещения «производственных и административных зданий» может быть установлен удельный показатель как «для размещения офисов», что в более чем в три раза увеличит кадастровую стоимость земельного участка.

Указанные действия должны быть квалифицированы, как кадастровая или техническая ошибка и подлежат исправлению на основании обращения в Кадастровую палату в установленном законом порядке.

В случае получения отказа органа кадастрового учета в исправление кадастровой или технической ошибки в сведениях, указанные ошибки могут быть исправлены в судебном порядке.

2) Завышенный удельный показатель кадастровой стоимости определен на основании неверного разрешенного использования земельного участка.

Еще одной наиболее распространенной причиной завышения кадастровой стоимости земельного участка является неверное определение разрешенного использования застроенного земельного участка. Как было указано выше, принципиальным для установления застроенному земельному участку того или иного вида разрешенного использования является функциональное назначения объекта недвижимости на нем расположенного, которое в свою очередь определяется записью в техническом паспорте объекта. Однако, органы государственной власти далеко не всегда соблюдают указанное правило.

Так, например, для земельного участка, на котором расположено административное здания промышленности вид разрешенного использования может быть определен как «для размещения офисных зданий». В результате орган кадастрового учета будет использовать удельный показатель кадастровой стоимости, исходя из разрешенного использования «для размещения офисных зданий», что существенно увеличит кадастровую стоимость земельного участка.

В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельного участка может быть снижена посредством обращения в уполномоченный государственный орган с заявлением о приведении разрешенного использования участка в соответствии с функциональным назначением здания, на нем расположенного. После установления законного вида разрешенного использования участка для снижения его кадастровой стоимости потребуется внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.

Отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка, либо отказ во внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующий сведений может быть обжалован в судебном порядке.

3) Разрешенное использование земельного участка определено не точно, удельный показатель кадастровой стоимости явно завышен.

Достаточно часто встречаются ситуации, когда формулировка вида разрешенного использования земельного участка не позволяет с точностью определить к какой конкретной группе видов разрешенного использования участок должен относиться.

Так, например, участок с формулировкой вида разрешенного использования «для размещения административного здания» может относиться как административным зданиям промышленности, что соответствует 9-ой группе видов разрешенного использования, так и как административным зданиям культуры, что соответствует 17-ой группе видов разрешенного использования, так и к офисным зданиям, что соответствует 7-ой группе видов разрешенного использования.

При определении кадастровой стоимости такого земельного участка орган кадастрового учета зачастую устанавливает максимальное из значений удельного показателя (в приведенным примере по 7-ой группе видов разрешенного использования).

Вместе с тем, указанный подход не является верным. В соответствии с правилами кадастрового учета государственный орган для определения кадастровой стоимости обязан уточнить функциональной назначение, расположенного на участке здания, после чего принимать решение об отнесении земельного участка к конкретной группе видов разрешенного использования с соответствующим удельным показателем кадастровой стоимости.

Снижение кадастровой стоимости земельного участка в рассматриваемом случае может быть осуществлено двумя путями.

А) Действия органа кадастрового учета могут быть квалифицированы, как кадастровая или техническая ошибка, которая подлежит исправлению на основании обращения в кадастровую палату в установленном законом порядке.

Б) Кадастровая стоимость земельного участка может быть снижена посредством обращения в уполномоченный государственный орган с заявлением об приведении разрешенного использования участка в соответствии с функциональным назначением здания, на нем расположенного. После уточнения формулировки разрешенного использования участка потребуется внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.

Отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка, либо отказ во внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующий сведений, либо в исправление кадастровой или технической ошибки может быть обжалован в судебном порядке.

4) Рыночная стоимость земельного участка ниже его кадастровой стоимости.

В 2011 году Президиум ВАС РФ принял Постановление, имеющие принципиальнейшее значение для определения кадастровой стоимости земельных участков, суть которого заключалась в следующем:

  • в соответствии с действующим законодательством кадастровая стоимость земельного участка признается равной его рыночной стоимости с момента определения последней.
  • кадастровая стоимость земельных участков, определенная как до 22.07.2010г. (до внесения изменений в законодательство об оценочной деятельности) так и после указанной даты, может быть установлена в судебном порядке в размере их рыночной стоимости, определенной на основе отчета независимого оценщика.

Необходимо отметить, что рыночная стоимость земельного участка зачастую может быть ниже его кадастровой стоимости. Это вызвано тем, что при определении кадастровой стоимости посредством умножения площади земельного участка на усредненный удельный показатель по всему кадастровому кварталу не учитываются специфические индивидуальные особенности земельных участков, такие как:

  • правовая история участка;
  • особенности подъезда;
  • обременения и ограничения хозяйственной деятельности на участке;
  • особая значимость объектов недвижимости, расположенных на участке.

Таким образом, в случае если по объективным причинам рыночная стоимость земельного участка ниже его установленной кадастровой стоимости, наиболее эффективным вариантом снижение последней является обращение в суд с приложением отчета независимого оценщика о рыночной стоимости участка.

5) Кадастровая стоимость земельного участка определена в завышенном размере после 22.07.2010г.

22.07.2010 вступили в силу нормы, которые позволяют обжаловать и изменять кадастровую стоимость земельных участков в административном порядке в специализированных комиссиях, без каких-либо судебных процедур.

Вместе с тем, результаты кадастровой оценки, утвержденные до этой даты в специализированных комиссиях оспорены быть не могут.

Так, например, в г. Москве удельные показатели кадастровой стоимости были утверждены в декабре 2007 года. До настоящего времени новой кадастровой оценки в столичном регионе не проводилось.

Так как кадастровая стоимость всех земельных участков в г. Москве определяется на основании данных удельных показателей, то вышеуказанный административный порядок обжалования кадастровой стоимости, в настоящее время по отношению к столичным землям не применим.

Указанная позиция нашла свое отражение в судебной практике на уровне Президиума ВАС РФ и поддерживается органами государственной власти г. Москвы и Минэкономразвития РФ.

В тоже время если кадастровая оценка земель проводилась после 22.07.2010, то для правообладателя соответствующего земельного участка может быть данный способ изменения кадастровой стоимости.

В настоящее время при каждом субъекте РФ создаются специализированные комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае, если юридическое или физическое лицо, полагает, что при определении кадастровой стоимости земельного участка были нарушены его права (кадастровая стоимость определена неверно), то такое лицо имеет право в течение шести месяце с момента внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости обратиться в соответствующую комиссию.

Указанные комиссии обладают правом пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка и при необходимости утвердить её новый размер.

Законом предусмотрено всего два случая, когда кадастровая стоимость может быть пересмотрена специализированной комиссией

А) в случае недостоверности сведений о земельном участке, использованных при проведении работ по его оценки.

Необходимо отметить, что сведения, использованные при проведении работ по оценке земельного участка должны быть предоставлены органом кадастрового учета, либо оценочной организацией, проводившей соответствующие работы по запросу заинтересованного лица.

Если заявитель документально подтвердит, что при проведение работ по кадастровой оценке его земельного участка были использованы недостоверные сведения, то на основании решения комиссии проводится повторная кадастровая оценка соответствующего земельного участка.

Б) определение рыночной стоимости земельного участка

К заявлению о пересмотре результатов кадастровой оценки может быть приложен отчет независимого оценщика о рыночной стоимости земельного участка.

Комиссия анализирует указанный отчет и если он соответствует установленным требованиям, принимает решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. При этом, не имеет значение будет ли в данном случае рыночная стоимость ниже или выше оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка.

Заявление об оспаривании вновь определённой кадастровой стоимости земельного участка рассматривается специализированными комиссиями в течении одного календарного месяца.

Таким образом, в достаточно коротки сроки, без каких-либо судебных процедур, незаконно определенная кадастровая стоимость земельного участка может быть пересмотрена в административном порядке.

Необходимо еще раз отметить, что указанный порядок применяется только к вновь определенным результатам кадастровой оценки.

Таким образом, вопросы кадастровой стоимости земельного участка, как вопросы, связанные со значительными финансовыми затратами, требуют детального правового анализа и юридического сопровождения.

Информации нет
 
 
Контакты

ООО «ИнвестСтарт»

ОГРН 5117746042046

Юридический адрес: Москва, ул.Мишина, д. 56, стр. 2

м Динамо, Дмитровская

Телефон +7 (495) 960-45-20

Электронная почта:  

info@da-centr.ru

 

 

Google

 

© Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс.